Администрация Канского района Красноярского края
Официальный сайт администрации Канского района

Сказания об Алеге

Петр Иванович Боровиков - житель села Мокруша. Но его родная деревенька, где он родился и вырос, была неподалеку - Алега. Там прошло детство. Оттуда все воспоминания, которыми он захотел поделиться.
Сказания об Алеге.

«Водное» поселение

Многое, что знает Петр Иванович о своей Алеге, где прожил 40 лет, он помнит из рассказов своей бабушки Варвары Яковлевны. Она была в числе первых переселенцев, которые отстраивали свой кров на пустом месте посреди тогда еще бескрайней тайги. История деревни начинается в 1906 году. Ее основателями были три брата Боровиковых: Артем, Исака и Алексей, которые приехали в Канский район во время столыпинской реформы из Белоруссии. Все они отправились на новые земли со своими семьями из Могилевской губернии Чусовского уезда деревни Дроковка. На три семьи у братьев было девять детей.

Землеустроитель, который привез переселенцев на лошадях, поинтересовался, где они хотят строиться. Бабушка Петра Ивановича была боевая, заявила сразу, что место выберут только возле ляги. То есть возле воды. С той фразы и пошло название деревни - Алега. А протекающая рядом речка называется Казачья. Но сейчас ее тоже называют Алегой.

Поселенцы отстроились и прижились. А потом написали на родину о том, что земли и леса вокруг предостаточно: бери сколько хочешь и стройся. И тогда вся их деревенька приехала следом в Алегу. На канскую землю ступили Козловы, Степаненко, Ткачевы, Безрученко, Федуро. Всего приехало примерно десять семей. Приехали два брата Степаненко - Карп и Карпека. У каждого было по три сына, которые и сами вскоре обзавелись семьями. Деревня быстро разрасталась, в ней появилось около ста домов.

Спасение волею случая

Потом грянула революция. В Алеге на то время было много партизан. В 20-х годах по Сибири проходил Колчак. Белые повесили двоих деревенских на их собственных оградах. А одного зарубили на «задах», на пне. На этом месте сейчас могила с надписью: «Здесь похоронены партизаны».

Штаб белых был в Мокруше, а партизаны стояли неподалеку в Николаевке. Когда белые уехали, в Алегу нагрянули полицейские, чтобы разбираться в случившемся. Партизаны убили их всех, тела закопали в лесу, потопили в болоте.

Следом приехал отряд белочехов. Они согнали всех деревенских мужиков в «судную» (так называлось здание сельсовета) и решили ее подпалить. А найденные трупы «полицаев» заставили помыть местных жителей, среди которых была и Варвара Яковлевна. Мыли мертвецов в колодах - больших выдолбленных в дереве корытах, из которых кормили коней. Позже тех людей, которые отвозили мертвых в Мокрушу, белые высекли бичами. Но не убили - отправили домой.

Что касается мужиков, согнанных в «судную», они избежали страшной участи по счастливой случайности. В Канске встретились две женщины. Одна из них проговорилась, что ее сын, мол, «поехал какую-то Алегу палить». У второй собеседницы сын работал среди белых и, как бы мы сказали сейчас, был шпионом красных. Женщина побежала к сыну, рассказала услышанное, тот сел на лошадь и поскакал в Алегу. Он уговорил белых не поджигать селение. С ним согласились, мужиков выпустили.

Героическая деревня

Потом началась Вторая мировая война. Петр Иванович называет свою Алегу героической деревней. Были в ней выдающиеся люди. Например, Андрей Стародоев, фронтовик, водил «катюши». Он попал в окружение, но сумел пробить брешь и вывести свою машину. Тогда об этом случае писали в газете «Власть Советов». Другой житель деревни, Илья Степаненко - танкист. Когда его танк подбили, он вылез с автоматом и расстреливал немцев. Его убили. Об этом в деревне узнали из присланного письма, а отцу отдали награды сына.

Во время войны в Алеге работали дети. «Я тогда уже взрослый был, 13 стукнуло», - вспоминает Петр Иванович. Вместе с другими маленькими селянами он боронил землю. Над ребятами ставили старика-качественника, который следил за их работой.

В 16 лет Петр Иванович уже работал трактористом, ему довелось поработать с фронтовиками. Вспоминает, что люди, пришедшие с войны, были самыми настоящими и самыми справедливыми. А его взял в напарники Адам Борисов.

Трактористами работали и вернувшиеся с фронта Михаил Степаненко, Роман Федуро, Василий Бозелев и Александр Дрогунов. Двух последних Петр запомнил лучше всего.

Они работали на тракторе ХТЗ (Харьковский тракторный завод), который трактористы в шутку прозвали «Хрен тракторист заработает». Когда Петру доводилось на таком работать, бабушка давала ему фуфайку, чтобы он подкладывал ее на металлическое сиденье. У фронтовиков такой трактор сломался в трех километрах от села. И чтобы не оставлять его на поле, они потянули агрегат домой на себе. Один крутил ручку, другой - колесо. Пока не дотянули. Такую чувствовали ответственность.

Помнит еще и Николая Торанова, провоевавшего всю войну. Домой он вернулся «получеловеком». Несмотря на инвалидность, он всегда во всем помогал, воду привозил. Периодически его мучили приступы астмы: в такое время он фактически умирал. Но и это не помешало ему как-то привести воду во время приступа.

Длиною в жизнь

Во время нашей встречи Петр Иванович много говорил о фронтовиках, восхищался ими. Он утверждает, что фронтовики - это особенные люди с невероятной силой воли. И для Петра Ивановича было важно поделиться своими воспоминаниями.

Рассказывает, что жил в деревне Нестер Борисов - вечный конюх. Для деревенских мальчишек он был и дедом, и отцом, учил их управляться с лошадьми. Никогда никого не обидел. Над ним ни разу никто не подшутил, его уважали. «Коню не доверяйте, - учил он детвору. - Найдёте конскую голову - и ту обуздайте!». Со многими принципам и правилами, которые Петр Иванович выучил в детстве, он прошел свою жизнь.

Маленький Петя остался без матери в полтора года, а без отца - в 11 лет. Его воспитывала бабушка, а потом люди и сама жизнь. Детство выпало на военные годы, уже в 13 лет сделав его мужчиной. Сразу стал работать, закончил только четыре класса. Служил в Восточной Пруссии, отучился в полковой школе сержантов. В армии Петр был командиром орудия батареи и помощником командира взвода. После службы снова сел на трактор. Через четыре года его поставили механиком фермы. Потом отправили на учебу в Канск на курсы бригадиров комплексных бригад. Через год поставили заведующим гаражом в Мокруше. Но из-за одного случая решил эту работу оставить, стал работать в мастерской слесарем. А потом управляющим фермы в Мокруше. Так он и покинул Алегу.

В жизни случилось много всяких перипетий. За кружкой чая Петр Иванович рассказал о своем хобби - разведении пчел - и о том, что в былые времена набирал по восемь фляг меда. О меде он готов говорить долго, ведь разведением пчел занимается больше 30 лет. С улыбкой вспомнил о том, как жил со своей женой Марией, которую знал с детства и всегда воспринимал лишь ребенком, но однажды увидел другими глазами. У них родилось трое детей. Есть внуки и правнуки. В доме редко наступает полная тишина. Сейчас его часто навещает социальный работник Маргарита. Она-то и позвонила в редакцию, чтобы пригласить нас в гости к Петру Ивановичу, для которого было очень важно рассказать о том, что он знает о своей деревне, передать частичку этой истории новому поколению. Историю о нем самом, об Алеге и о ее славных жителях.

Сайт использует сервисы веб-аналитики Яндекс Метрика и Спутник с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике